Cтрунный квартет

Спб: +7 (911) 949-51-54
Мск: +7 (905) 748-35-35
Мск: +7 (916) 177-19-99
О квартете Услуги Репертуар Фото Аудио Видео Контакты

Новости квартета

Музыкальные новости

Струнный квартет

Пасхальный фестиваль: Девятый Московский Пасхальный фестиваль

Пасхальный фестиваль  захват культурного пространства скоро стартует Девятый Московский Пасхальный фестиваль, который обещает в апреле стать самым громким событием в области классической музыки. В преддверии открытия 1 апреля на телеканале «Столица», в программе «Есть мнение», выйдет интервью каналу главного редактора Classica.FM Евгения Бойко, посвящённое этому событию. Запись прошла в середине марта, но, по традиции, читатели нашего издания могут ознакомиться с этим интервью ещё до выхода в эфир.

Какова программа фестиваля в этом году?

Программа, как всегда, огромна – более 100 концертов, больше тысячи исполнителей из России и ещё двенадцати стран. Концерты будут проходить ежедневно, одновременно в нескольких городах, а в крупных городах – по несколько концертов в день. Только день 6 апреля будет семь концертов, из них пять в Москве, один в Егорьевске и один в Ярославле.

Действо похоже на такую войсковую операцию по захвату культурного пространства – в хорошем смысле, конечно, поскольку половина городов, которые «захватит» фестиваль в этом году, не избалованы культурной жизнью – там нет филармоний. Знаете, в этом я лично вижу самую большую ценность фестиваля – то, что где-нибудь в Климовске или Александрове будет звучать классическая музыка у хорошем исполнении – хоровом или симфоническом. И возможно, её услышит кто-то, чью жизнь это выступление перевернёт – будущий Чайковский или Рахманинов. Талант нужно разбудить, в этом и состоит задача фестиваля – пробуждать культурную жизнь там, где её нет или где она спит.

Каковы особенности фестиваля этого года?

В этом году фестиваль будет самым продолжительным по времени. По традиции начинается в Пасху, которая в этом году выпадает на 4 апреля, и по традиции же заканчивается 9 мая на Поклонной горе.

Если какие-либо критерии, по которым идет отбор участников? Или принимаются все желающие?

Не думаю, что организаторы устраивают какой-то конкурсный отбор, куда примут или не примут. Наиболее крупные, ключевые фигуры или коллективы – те, кто так или иначе сотрудничали с Гергиевым, Мариинским театром, участвовали в концертных программах в России или за рубежом. Рядом с ним могут появиться только те музыканты, которым Гергиев доверяет – ему важна репутация, своя и фестиваля. Есть отдел, который планирует выступления, делает приглашения коллективам, согласовывает график. Работа идёт целый год, поэтому на следующий год можно предложить своё участие, если у каких-то музыкальных коллективов есть желание в участии. Контакты можно найти через сайт фестиваля, найти его легко.

Каждый год программа фестиваля меняется, но всегда организаторы создают центральную ноту фестиваля. Что же это будет в этом году?

Центральная нота? Вероятнее всего, ей можно назвать неизменное время и место – концерт на Поклонной горе 9 мая. Это общедоступный концерт, он начнётся в два часа дня, на нём каждый год собирается 250 тысяч человек. Вообще же любая цифра, относящаяся к фестивалю, поражает воображение. Как и в прошлом году, сейчас РЖД снаряжает специальный поезд, который проедет с музыкантами 8.000 километров – по городам боевой славы.

Организовать мероприятие подобного масштаба давно никому не удавалось, даже Министерство культуры подобным размахом давно себя не проявляло. Гергиев совместил интересы и объединил вместе самые мощные ресурсы – это поддержка Президента, Московской мэрии, Православной церкви, Министерства культуры.

Конечно, при этом он смешал всё, что можно и вероятно не нужно – Православная Пасха и 65-летие победы, Год Франции в России, Православная «Звонильная неделя» с её «Вереницей звонов» и католическая «Высокая месса» Баха, «Старинная музыка российских провинциальных цирков» Щедрина и «Троянцы» Берлиоза. Тут же – концерт в Ярославле к 1000-летию города и 790-летию Александра Невского; концерт в городе-герое Волгограде в память о Великой Сталинградской битве на Мамаевом кургане и концерт в Курске в память о Курской битве. Это такой сумасшедший винегрет, но Гергиев не обращает на это внимания. Он разделил духовную программу хоровой частью – это ужа своего рода фестиваль в фестивале, как и колокольные звоны.

Какие знаменитые музыкальные коллективы будут принимать участие?

Из приглашённых знаменитостей, без которых не обходится ни один Гергиевский фестиваль – «Хор Шведского радио», который выступит на открытии, 4 апреля, в Большом зале Московской консерватории. Будет исполнена си-минорная «Высокая месса» Баха – одно из самых масштабных творений композитора. В концерте участвуют Симфонический оркестр и солисты Мариинского театра и шведский дирижер Фредерик Мальмберг (Fredrik Malmberg). Это дневной концерт – он состоится в 15.00. Само же открытие будет в традиционный московский «культурный час», в семь вечера – там же, в Большом зале, будет исполнена обширная культурная программа из произведений Римского-Корсакова, Шостаковича, Стравинского, Щедрина. На следующий день этот же состав исполнит Фортепианный концерт №2 и «Немецкий реквием» Брамса.

Будут ли мировые звезды?

Из «звёздных» солистов – итальянский виолончелист Марио Брунелло, он выпускник Венецианской консерватории, который в 1986 году получил первую премию на конкурсе Чайковского в Москве. После этой победы у него сохранились творческие контакты в России, этим, вероятно, и вызвано приглашение. Он будет исполнять виолончельный Концерт Дворжака в Петербурге 13 апреля. В Москве это пианист Нельсон Фрейре, известный по совместным выступления с Мартой Аргерих – до этого он никогда не выступал в России. 

Большом зале он исполнит 2-й Фортепианный концерт Брамса – это будет 5 апреля. Ну и итальянский бас Ферруччо Фурланетто – один из самых востребованных певцов сегодня. Его карьера – классический пример случайной закономерности – однажды он заменил своего коллегу на Зальцбургском фестивале и исполнил партию Филиппа II в спектакле «Дон Карлос» Верди, которым дирижировал Герберт фон Караян. Появление рядом с фигурой такого масштаба и стало началом блистательной карьеры – после этого он выступал с дирижёрами Леонардом Бернстайном, Клаудио Аббадо, Даниэлем Баренбоймом, Бернардом Хайтинком. В Москве он выступит 6 апреля в вечернем концерте в консерватории в концертной постановке оперы Массне «Дон Кихот», с Симфоническим оркестром Мариинского театра. Дирижёр –Туган Сохиев – он знаком москвичам по участию в Майском фестивале симфонических оркестров мира.

Какова в этом году благотворительная составляющая фестиваля?

Ну вот как раз 6 апреля будет благотоворительный концерт в МГУ на Воробьёвых горах. В рамках хоровой программы пройдёт более 20 благотворительных концертов. Хоровые коллективы выступят в детских домах, интернатах, домах инвалидов и ветеранов, социальных учреждениях. 25 апреля в Твери состоится благотворительный концерт, посвященный восстановлению Тверского Спасо-Преображенского кафедрального собора. 4 мая в театрально-концертном зале Центрального Дома культуры железнодорожников состоится благотворительный концерт – я не знаю, открытый ли он для всех – вообще он организован для сотрудников компании «Российские железные дороги». В нём примут участие хоры из Республики Беларусь, Северной Осетии, Армении и Греции. Ну и 35% билетов выкуплены спонсорами для ветеранов.

Есть ли зарубежные аналоги подобных фестивалей?

По размаху о подобных не знаю – по-моему, это чисто русский размер. Есть Зальцбургский Пасхальный фестиваль, он был организован в 1967 году Гербертом фон Караяном, в дополнение к августовскому Летнему фестивалю. У него другая специфика – там опора делается на новые оперные постановки, сделанные с большой роскошью. Ну и, разумеется, огромный репертуар Берлинского филармонического оркестра – он и создал престиж Зальцбургского Пасхального.

На этом фестивале центральными фигурами изначально были Берлинский филармонический и Караян, вплоть до своей смерти в 1989 году. Затем Георг Шолти руководил, Клаудио Аббадо. С 2003 года во главе фестиваля – сэр Саймон Рэттл, нынешний главный дирижёр Берлинского филармонического. С ним, и уже до него, при Клаудио Аббадо, начались новые веяния, с тем, чтобы привлечь новые слои публики – это цикл современной музыки «Контрапункты», ну и молодые оркестры получили возможность сыграть специальный концерт.

Открывается фестиваль каждый год в субботу, перед вербным воскресеньем, обычно это премьера оперы. Проходит до понедельника пасхальной недели – тогда исполняется вторая постановка оперы. На неделе, между оперными спектаклями – шесть концертных вечеров, из них три с участием Берлинского филармонического оркестра, в трёх других – концерты цикла «Контрапункты», солисты Берлинского филармонического оркестра, другие ансамбли. То есть по принципу «лучше меньше, да лучше», и всё в одном месте. Хотя для Европы это тоже очень масштабный и дорогостоящий проект, разумеется. (classica.fm)

© 2009—2015 «Corelli»
Все права защищены

Создание сайта
— «Арт Диалог»

Мск: +7 (916) 177-19-99
Мск: +7 (905) 748-35-35
Спб: +7 (911) 949-51-54