Cтрунный квартет

Спб: +7 (911) 949-51-54
Мск: +7 (905) 748-35-35
Мск: +7 (916) 177-19-99
О квартете Услуги Репертуар Фото Аудио Видео Контакты

Новости квартета

Музыкальные новости

Струнный квартет

Московская консерватория 22 марта фестиваль современной музыки «MA»

22 марта в Московской консерватории открывается Двенадцатый международный фестиваль современной музыки «Московский форум». В Год России во Франции и Франции в России он имеет подзаголовок «Франкофония».

В программе 13 концертов, конференции и мастер-классы. С французской стороны участвуют Ensemble Orchestral Contemporain под управлением Даниэля Кавки, ударники Жан Жоффруа и И-Пин Ян и музыканты-электронщики Жюльен Алеонар и Кристоф Лебретон. С нашей — ансамбль «Студия новой музыки» (дирижер — Игорь Дронов), камерный оркестр Musica Viva Александра Рудина, струнный квартет Cantabile и вокальный ансамбль ЭЙДОС под управлением Андрея Капланова. С художественным руководителем форума, композитором Владимиром Тарнопольским специально для «Известий» встретился Сергей Уваров.

Одна из целей фестиваля — представить современную французскую музыку. Ожидаются ли премьеры?

У нас состоится мировая премьера Sillages Рафаэля Бистона. Это сочинение было заказано ансамблем Orchestral Contemporain специально для «Московского форума». Одно произведение они заказали французу, а второе — нашему композитору Николаю Хрусту. Сочинение Хруста Fluting point было сделано в двух электронных студиях Франции — в Ницце и в Лионе. Буквально неделю назад прошла премьера там, а теперь оно прозвучит у нас.

В программе «Московского форума» есть и произведения пятидесятилетней давности. Например, «Книга для струнных» Пьера Булеза. Могут ли они считаться современными?

А сколько крупных произведений Булеза у нас вообще исполнялось? При том,что сегодня Булез — это классика авангарда. Несколько лет назад «Студия новой музыки» представила концерт-портрет Булеза. А на нашем фестивале, конечно, интересно представить российскую премьеру «Книги для струнных».

Насколько музыканты, которые выступят на фестивале, располагают подобным опытом? Прежде всего речь идет о российских артистах.

У нас выступают в первую очередь музыканты Московской консерватории, а здесь к изучению современной музыки подход как раз очень серьезный. Несколько лет назад мы создали даже специальную кафедру. Есть у нас и ансамбль современной музыки — нужно дать возможность студентам, композиторам и исполнителям, погрузиться в этот мир. Каков уровень музыкантов? Приведу один пример. Пару лет назад один из лидеров современного исполнительства — австрийский Klangforum Wien — привозил в Москву замечательную оперу Беата Фуррера «Фама». В дороге два исполнителя заболели. А концерт на следующий день.

Что делать? Наши ребята за ночь выучили всю оперу. Дирижировал автор — композитор, избалованный лучшими исполнениями. Наши ребята сыграли — и он был просто восхищен! Я с ним встретился через год, а он все не мог забыть этот случай. А вообще у нас есть специальный проект, в рамках которого наши музыканты играют в ансамблях с мировыми лидерами современного исполнительства. Так, недавно «Студия» выступала в Берлине вместе с немецким ансамблем Modern.

Помимо привычной акустической музыки, в программе фестиваля очень много и электронной. Акцент на электронику был сделан специально?

Электроника — это «визитная карточка» французской музыки. Первая электронная студия появилась именно во Франции еще в 1948 году, а в 1977-м в Париже был создан знаменитый на весь мир IRCAM — Институт исследования и координации акустики и музыки. Сейчас во Франции несколько десятков крупных электронных студий. И один из признаков французской музыки — необыкновенно виртуозная работа с электроникой. Настолько виртуозная, что часто даже не понятно, как это сделано.

Но ведь электронная музыка подразумевает ориентацию прежде всего на запись.

Раньше так и было, но эти времена прошли. Музыка, которую привезут к нам французы, — это live-электроника. Она в реальном времени очень гибко реагирует на то, что делает исполнитель «здесь и сейчас», — на сыгранную ноту, на степень громкости или, скажем, на движение локтя. Эта музыка — не «электронные консервы». Она рождается прямо на ваших глазах и иногда становится сюрпризом даже для композитора.

Вход на все мероприятия форума свободный. И слушатели наверняка будут. Однако воспринимать эту музыку все же непросто. Что бы вы посоветовали тем, кто придет к вам на фестиваль?

Быть непредвзятым. Не пытаться искать надуманные «концепции», а просто вслушаться в чистую красоту самого звучания и наслаждаться ясностью музыкальной конструкции. Я бы посоветовал воспринимать французскую музыку несколько по-гурмански. Можно пить паленую водку, а можно — хорошее французское вино. И ту музыку, которая прозвучит на «Франкофонии», надо воспринимать именно как отборное французское вино. (izvestia.ru)

© 2009—2015 «Corelli»
Все права защищены

Создание сайта
— «Арт Диалог»

Мск: +7 (916) 177-19-99
Мск: +7 (905) 748-35-35
Спб: +7 (911) 949-51-54