Cтрунный квартет

Спб: +7 (911) 949-51-54
Мск: +7 (905) 748-35-35
Мск: +7 (916) 177-19-99
О квартете Услуги Репертуар Фото Аудио Видео Контакты

Новости квартета

Музыкальные новости

Струнный квартет

Брейк-данс и музыка Себастьяна Баха вполне сочетается, Бах и хип-хоп

Брейк-данс и музыка Себастьяна Баха вполне сочетается. Гибрид классического и современного искусства,— спектакль «Летящий Бах», в котором танцоры брейк-данса показывают свое мастерство под музыку Баха,— представили в Национальной галерее Берлина, прямо на одном из экспонатов.

Премьеру спектакля «Летящий Бах» берлинской группы Flying Steps сыграли 14 апреля в Национальной галерее Берлина. Роль сцены выполнял ковер- инсталляция современного художника Рудольфа Штингеля.

Поставил «Летящего Баха» немецкий режиссер и дирижер Кристоф Хагель, который раньше занимался только оперой, но уже не раз пытался в своих постановках соединить традиционную и новейшую культуру. Теперь он использовал в качестве музыкальной основы прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха.

До сих пор, как бы Хагель не осовременивал оперное действие, его спектакли все равно оставались операми. Жанр «Летящего Баха» определить гораздо сложнее. Режиссер рассказал газете Berliner Zeitung, что решил объединить культуры, до этого существовавшие как будто на разных полюсах. С одной стороны, заставить слушать музыку Баха людей, которые никогда не придут в концертный зал. С другой,- дать понять интеллектуалам, что брейк-данс и породившая его культура хип-хопа не открещивается от классического искусства.

Смотрит спектакль, в основном, молодежь. «Раньше я никогда не мог представить себе сочетание Баха и хип-хопа»,— признался один из зрителей, молодой человек примерно двадцати лет.

Бах и хип-хоп

Соединение высокой классики и нового искусства в чистом виде практически невозможно — всегда приходится что-то менять. В «Летящем Бахе» изменился ритм музыки: прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» звучат в ритме хип-хопа. Время от времени ритм начинает отбивать девушка, играющая на цимбалах.

Под Баха танцуют признанные мастера брейк-данса: берлинская группа Flying Steps выиграла уже четыре мировых танцевальных соревнования. Но для них эта постановка тоже эксперимент. Они добивались того, чтобы сочетание движений соответствовало полифонической музыке Баха и отражало движение ее голосов. Как рассказывают очевидцы, танцоры держатся совершенно свободно и непринужденно.

Режиссер не ограничивается сочетанием брейк-данса и Баха. В его спектакле звучат фрагменты стихов, в нем есть элементы видео-арта, по белым музейным колоннам скользит луч видеопроектора, рисуя на нем странные узоры.

Танцоры остались довольны спектаклем. «Мы не знали, что существует столько поклонников классической музыки, которым был бы интересен это проект»,— говорит один из танцоров. Брейк-данс на арт-ковре

Чтобы показать свое искусство, любому мастеру брейк-данса достаточно расстелить ковер. В Национальной галерее к приходу танцоров уже был расстелен персидский ковер. Рисунок для него сочинил радикальный современный художник Рудольф Штингель, который сейчас живет в Нью-Йорке. Сейчас в Национальной галерее проходит его выставка «Rudolf Stingel: LIVE».

Ковер работы Рудольфа Штингеля, данный рисунок — вариации на тему настоящего ковра XIX века из Агры. Художник увеличил его с помощью цифровой техники и сделал похожим на сплошной черно-белый выпуклый барельеф. Ковер покрывает весь пол зала, и перед началом спектакля танцоры даже предлагают зрителям присесть на край, чтобы почувствовать себя уютнее.

Опера в цирке, техно-клубе и в магазине

Самый нашумевшый проект Кристоф Хагеля — опера Моцарта «Волшебная флейта», которую он поставил в 2008 году на территории строящейся станции берлинского метрополитена «Бундестаг». В его трактовке птицелов Папагено превратился в нищего художника, живущего на государственное пособие, а дочь царицы Ночи Памина стала похожа на одну из студенток, которых можно встретить в метро. Сама царица Ночи ходила с топором и напоминала «доминатрикс» из компьютерной игры.

Экспериментировать с оперой Кристоф Хагель начал еще в 1990 году. Тогда он вместе с режиссером Джорджем Табори поставил «Волшебную флейту» Моцарта в цирковом шапито. Позже Хагель признавался, что у него уже тогда зародилась идея поставить эту оперу в метро, но он не решился предложить ее Табору.

С тех пор режиссеру больше всего нравится освобождать классические произведения от рамок концертного или оперного зала и переносить их в абсолютно необычное пространство. Хагель поставил оперу Моцарта «Дон Жуан» в берлинском техно-клубе E-Werk, который находился в здании бывшей трансформаторной подстанции. А оперу Глюка «Орфей и Эвридика» — в здании огромного магазина Лауфсверк. Режиссер уже не раз осуществлял оперные постановки и в музеях. Его версию «Аполлона и Гиацинта» Моцарта в немецком Музее Боде посмотрело 13 тысяч зрителей.

Несмотря на все это, Кристоф Хагель отрицает всякие обвинения в превращении оперы в абсурд. Все свои площадки он выбирает не просто так. Например, по его словам, площадка недостроенной станции метро привлекла его тем, что в поездах подземки происходит множество романтических знакомств — а ведь в «Волшебной флейте» главной наградой главному герою, принцу Тамино, становится любовь.

Теги: брейк-данс, театр, Иоганн Себастьян Бах

© 2009—2015 «Corelli»
Все права защищены

Создание сайта
— «Арт Диалог»

Мск: +7 (916) 177-19-99
Мск: +7 (905) 748-35-35
Спб: +7 (911) 949-51-54