Cтрунный квартет

Спб: +7 (911) 949-51-54
Мск: +7 (905) 748-35-35
Мск: +7 (916) 177-19-99
О квартете Услуги Репертуар Фото Аудио Видео Контакты

Новости квартета

Музыкальные новости

Струнный квартет

фестиваль классической музыки Владимир Спиваков приглашает… завершился в Перми

В Перми завершился фестиваль классической музыки «Владимир Спиваков приглашает

В Перми завершился Фестиваль классической музыки «Владимир Спиваков приглашает…», который продолжался пять дней, с 7 по 11 апреля. Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр, который он возглавляет, в уральском городе не впервые, но ранее всё ограничивалось разовыми выступлениями. В последний год отношение власти к культуре изменилось – в сторону пристального внимания. После структурных изменений, произошедших в стране в последние десятилетия, Пермь заново прошла процесс самоидентификации и выбрала основным путь культурного развития. Город интересуют крупные арт-проекты, некоторые из которых были реализованы – московский галерист Марат Гельман открыл собственную галерею, театральный режиссёр Борис Мильграм, являющийся нынче министром культуры Пермского края, открыл театр «Театр». В области классической музыки проект «Владимир Спиваков приглашает…» был первым.

Первым означает и пробным, для всех – Русского концертного агентства, организатора фестиваля, Пермской филармонии, краевых властей, многочисленных спонсоров и в первую очередь публики. Имя именем, но в классике идут на репертуар, а не исполнителя, если это не исполнитель высшей категории, знаменитость. Спиваков и его оркестр к ним, безусловно, относятся, но и это не гарантия полных залов для города, в котором классическая музыка пока не является полноценной составляющей культурной жизни. Пермская филармония много сделала для того, чтобы ситуация изменилась, апрельский форум показал – насколько. Залы были полны все дни, приём – дружественным, сама организация мероприятия соответствовала уровню серьёзного классического фестиваля.

Вероятно, своеобразной осторожностью был продиктован выбор программы первого дня, состоящей исключительно из мелодичной классики 19 века, в основном из увертюр к операм Верди. Не делая открытий, такая музыка располагает к себе слушателя, настраивает на продолжение – в зале часто можно было видеть людей, которые день за днём слушали всё, хотя программы концертов существенно разнились по тематике. Во второй день это был камерный концерт, большей частью арии из кантат Иоганна Себастьяна Баха – музыка отнюдь не столь известная, как его же инструментальные концерты, к примеру. Третий день посвятили русской классике – скрипичный Концерт Чайковского, «Симфонические танцы» Рахманинова. Здесь уже нельзя говорить об уступках опыту и вкусам публики – это репертуар без скидок на них.

Фестиваль не принёс открытий или ярких прорывов – не было премьер, не было «звёздных» солистов, для фестиваля не заказывались новые сочинения, не устраивались образовательные конференции, хотя проходили открытые мастер-классы (ну, без них сейчас просто никуда, что, безусловно, замечательно). Такой задачи и не ставилось – фестиваль Спивакова вообще был больше миссионерским, чем просветительским. На нынешнем этапе фестиваль не имеет иной идеи, как провести несколько разножанровых концертов с классическим репертуаром, с участием прекрасных музыкантов. Нет сомнений, что со временем такая идея потребуется – сейчас вообще время идей. Пермь бурлит креативом, это видно по названиям магазинов, кафе, ресторанов. Вот вам вопрос – какое самое скучное здание в любом городе? Подумав, большинство согласятся, что это краеведческий музей. Так вот, – краеведческий музей Перми гудит, как улей. Он полон детей, которым всё разрешается потрогать, примерить. Пермь сейчас – это творческая лаборатория, способная впитывать идеи и реализовывать их. Москва из-за искусственно созданной и бесчеловечной дороговизны на это уже не способна – это, по выражению Бориса Мильграма, город «готового продукта», который нужно продавать, и непременно дорого. Пермь ставит цели заменить в этом столицы. Власти приглашают творческие силы, готовы рассматривать любые культурные проекты и давать им дорогу – это послание, как в частных разговорах, так и в интервью, было озвучено недвусмысленно.

Разумеется, хватает и негатива – город в начале апреля, после зимнего сна, выглядит неумытым, неприбранным. Художественная галерея сетует, что Галерея Гельмана купается в деньгах, а они буквально выживают. Местный зоопарк стоит на месте бывшего архиерейского кладбища – его даже не перенесли, просто сровняли, и теперь над могилами священников топчутся бегемоты. Прекрасный зал филармонии не радует акустикой, не оборудован кондиционерами или они не работают – на концертах сразу становится душно.

Буфет маленький, люди в антракте не успевают отстоять очередь. О Пермской филармонии, однако, следует сказать и исключительно тёплые слова – её коллектив явно состоит из людей пытливых, неравнодушных и настроенных решительно. Было хорошо заметно, что сделано всё или почти всё, чтобы гостей принять не просто достойно, а предоставить больше того, что от них ожидают. Экскурсии для журналистов в Кунгурскую пещеру, уникальный природный памятник, посещение художественных галерей, Гимназии им. С. Дягилева, встреча с министром культуры Пермского края Б. Мильграмом, отдельный приём для столичных журналистов – часть культурной программы фестиваля.

Скептическое настроение, царившее в первый день по прилёту в город, благодаря этим встречам полностью изменили представление о фестивале, который многим представлялся обыденным выездом «в поля». Пыль с улиц не исчезла, но ясность целей и твёрдость намерений жителей помогли взглянуть на этот город под совершенно другим углом. На Пермь стоит обратить внимание, и маэстро Спиваков это уже сделал – на закрытии было объявлено, что Фестиваль классической музыки «Владимир Спиваков приглашает…» становится ежегодным.

© 2009—2015 «Corelli»
Все права защищены

Создание сайта
— «Арт Диалог»

Мск: +7 (916) 177-19-99
Мск: +7 (905) 748-35-35
Спб: +7 (911) 949-51-54