Cтрунный квартет

Спб: +7 (911) 949-51-54
Мск: +7 (905) 748-35-35
Мск: +7 (916) 177-19-99
О квартете Услуги Репертуар Фото Аудио Видео Контакты

Новости квартета

Музыкальные новости

Струнный квартет

Марек Радзивон — Фредерика Шопена джазовые интерпретации

Когда не хватает джаза директор Польского культурного центра в Москве Марек Радзивон (Marek Radziwon). Разумеется, в передаче речь пойдет о современном польском джазе, потому что благодаря нашему польскому гостю у слушателей есть замечательная возможность познакомиться с тем, что происходит в мире польского джаза, какие там появляются новинки, какие восходят новые имена и что привлекает наибольшее внимание и публики, и профессионалов.

Польский джазовый пианист Лешек Мозджер (Leszek Mozdzer)– Сегодня мы начнём с имени, уже достаточно хорошо знакомого российской публике, – с блистательного пианиста Лешека Мозджера (Leszek Mozdzer), который в ноябре 2009 года с огромным успехом выступал в Москве на международном фестивале Moscow Jazz Open. Но сегодня речь пойдёт о его знаменитом шопеновском альбоме Impressions On Chopin.

Радзивон: Альбом этот был записан несколько лет назад. Но Лешек играет эту программу постоянно, и в этом году он тоже будет с этой программой выступать не только в Польше, но, может быть, даже и в Москве. Это его сольный альбом. Лешек по образованию классический пианист, и в сторону джаза он пошёл достаточно поздно. Ему было лет 19, когда он только начал знакомиться с джазовыми стандартами. И потом его довольно быстро заметил Збышек Намысловский (Zbigniew Namyslowski) и взял в свой квартет.

– Живой классик польского джаза.

Радзивон: Некоторые удивлялись, зачем З. Намысловскому классический пианист, который в джазе не очень сильно разбирается. Но оказалось, что это уже не в первый раз, когда правы оказались не оппоненты, а Намысловский. Я сам этот момент хорошо помню, середину 90-х годов. Тогда было видно, как Мозджер менялся каждую неделю. Он под влиянием Намысловского очень быстро стал джазовым пианистом. И очень быстро занял первое место.

– Самое время начать знакомство с этим удивительным альбомом. С чего мы начнём?

Радзивон: Это будет Этюд соль-бемоль мажор Шопена в исполнении Лешека Мозджера.

В исполнении польского джазового пианиста Лешека Мозджера звучит джазовая интерпретация шопеновского произведения из альбома 1999 года Impressions On Chopin:
1. Этюд соль-бемоль мажор (Etude Op. 25 No. 9, Ф. Шопен).

– Сегодня мы говорим о польском джазе с директором Польского культурного центра в Москве Мареком Радзивоном.

Насколько известно, в Польше осуществляются очень интересные эксперименты в области джазовых трансформаций произведений Ф. Шопена. Разумеется, ничего удивительного в этом нет. И то, что довелось слышать, всегда было чрезвычайно интересным: будь то джазовые аранжировки, сделанные пианистом Анджеем Ягоджинским (Andrzej Jagodziński) для его трио или другой известной личностью на польской джазовой сцене пианистом Влодзимежем Нахорным (Wlodzimierz Nahorny).

Но здесь мы сталкиваемся с совершенно новой и очень неожиданной трактовкой шопеновской музыки. В чём секрет такой удивительной способности неожиданно посмотреть на шопеновскую музыку? В чём секрет Лешека Мозджера?

Радзивон: Мне кажется, что он самый выдающийся представитель того поколения джазовых пианистов, у которых очень хорошее классическое образование. Было, конечно, много пианистов, как Ягоджинский, у которого тоже замечательный шопеновский проект. Он играет его с успехом уже много лет. Но всё-таки у Лешека Мозджера слышно, что он знаком с Шопеном классическим, что у него классическое образование, что он классический пианист. Кроме того, у Мозджера слышно, как, впрочем, и у других молодых пианистов, в том числе у Славека Яскулке, которого мы тоже послушаем, что они по-другому импровизируют на темы Шопена. Там нет джазовых стандартов, мыслят они совершенно нестандартно. Но там много современных гармоний, а не чисто джазовых, современного понятия ритма. Считаю это главным достижением Лешека Мозджера в этих его джазовых шопеновских импровизациях. В Этюде ми-минор Фредерика Шопена, который прозвучит, есть немного дополнительных нот из темы Segment Чарли Паркера.

В исполнении польского джазового пианиста Лешека Мозджера звучит джазовая интерпретация шопеновского произведения из альбома 1999 года Impressions On Chopin:
2. Этюд ми-минор (Etude Op. 25 No. 4 = ''Segment'' Charlie Parker, Ф. Шопен).

Молодой польский джазовый пианист Славомир Яскулке (Slawek Jaskulke). Фото с сайта http://gazeta.razem.pl, автор Pawel Jozwiak)– Сейчас мы познакомимся ещё с одним взглядом на шопеновскую музыку. И взгляд этот принадлежит другому молодому польскому пианисту, который также привлекает к себе пристальное внимание профессионалов у себя на родине. Это Славомир Яскулке (Sławek Jaskułke).

Радзивон: Забавно, но всё-таки показательно, что мы начали с Лешека Мозджера, музыканта, который закончил музыкальный институт в Гданьске и был много лет пианистом Збигнева Намысловского. Эту фамилию выдающегося польского саксофониста, композитора, аранжировщика и лидера мы уже называли. А сейчас Славек Яскулке. Это имя в передаче появляется тоже неслучайно. Он – пианист, который сейчас работает со Збышеком Намысловским. Так что можно сказать, что З. Намысловский является воспитателем не одного, а многих поколений польских выдающихся молодых пианистов. Славек Яскулке тоже родился в Гданьске, там же закончил музыкальный институт, он тоже пианист с классической подготовкой. Работает в квартете Збышека Намысловского, у него есть и собственное трио, но с удовольствием играет сольные концерты.

– Интересно познакомиться с взглядом на музыку Ф. Шопена, принадлежащим Славомиру Яскулке.

В исполнении молодого польского джазового пианиста Славомира Яскулке звучит джазовая композиция из альбома года 2009 года Hongkong:
3. Шопениада (Chopiniada, Sławek Jaskułke).

– Хотелось бы более подробно узнать о том, кто же такой Славомир Яскулке.

Радзивон: Славеку Яскулке сейчас 30 лет, играет он в квартете З. Намысловского, уже года 4-5. Это музыкант с классическим образованием. Он не только пианист, который играет с другими и исполняет композиции других музыкантов, но музыкант, который с самого начала стремился к своим собственным разным сольным проектам. Дело не только в его хорошем джазовом и классическом образовании, дело также в том, что С. Яскулке считается в Польше самым оригинальным молодым пианистом. Сразу, с первой ноты, слышно, что это он. У него неожиданный и даже удивительный подход к ритму. И это слышно, когда он играет сольно. В его сольном альбоме это тоже слышно. Особенно в композиции, которую предстоит послушать. Но когда он играет в трио, то это тоже сразу становится понятным, потому что в его игре присутствует очень много сложных ритмических конструкций. Прозвучит собственная композиция С. Яскулке под названием Ludawka. Относительно неё надо сказать, что lud означает по-польски народ. В этой композиции звучат темы из народной музыки.

В исполнении молодого польского джазового пианиста Славомира Яскулке звучит пьеса, основанная на темах польской народной музыки, из альбома 2009 года Hongkong:

4. Ludawka (Sławek Jaskułke).

Польский контрабасист Збигнев Вегехаупт (Zbigniew Wegehaupt). Фото с сайта www.myspace.com – А сейчас мы переходим к альбому музыканта, который давно уже считается признанным мастером на польской джазовой сцене, пожалуй, даже самым авторитетным контрабасистом современного польского джаза. Это Збигнев Вегехаупт (Zbigniew Wegehaupt). Думаю, что это имя многим из наших слушателей уже знакомо. И здесь он выступает в качестве лидера собственного квартета, состоящего из молодых музыкантов, представляющих разные страны, отнюдь не только Польшу.

Радзивон: Да. С ним играют: израильский барабанщик Зив Равиц (Ziv Ravitz), который большей частью живёт в Америке; молодой польский пианист Марчин Масецкий (Marcin Masecki). Так получилось, что мы сегодня говорили о Лешеке Мозджере, потом о Славеке Яскулке. А Марчин Масецкий ещё младше на несколько лет Славомира Яскулке, но это тоже одна из фамилий, представляющая молодое поколение польских джазовых пианистов, которая довольно широко известна публике. На трубе играет Ежи Малек (Jerzy Małek). Это тоже довольно молодой трубач, ему лет 35-36.

– На мой взгляд, это один из самых ярких и своеобразных трубачей польского джаза. Думаю, что во время следующей нашей встречи мы расскажем о нём более подробно.

Радзивон: Да, стоит, конечно. Раньше мы говорили про Мозджера и Яскулке, музыкантах из Гданьска. А тут стоит сказать, что Ежи Малек, как и Збигнев Вегехаупт, хотя последний старше на два поколения, оба выпускники Катовицкого института (State College of Music in Katowice), где имеется единственный в Польше джазовый факультет, который даёт высшее джазовое образование.

– Сейчас прозвучит композиция, которая даст нам представление об этом альбоме. Итак, что это будет?

Радзивон: На этом альбоме все композиции принадлежат Збигневу Вегехаупту. Сейчас мы послушаем его композицию под названием Фриц (Fryc).

В исполнении квартета польского контрабасиста Збигнева Вегехаупта (Zbigniew Wegehaupt Quartet) звучит композиция из альбома 2008 года Tota:
5. Fryc (Фриц, Zbigniew Wegehaupt).

Радзивон: Надо сказать, что ничего под этим названием не подразумевается. Может быть, сам композитор мог бы эту идею объяснить, но для российских слушателей оно остаётся загадкой. На польском языке ничего конкретного это названием не означает. Альбом Tota вышел два года тому назад.

– Известно, что Збигнев Вегехаупт – личность весьма своеобразная, не только в музыке, но и в повседневной жизни. Что о нём вы можете сказать?

Радзивон: Это первый альбом Збигнева Вегехаупта в качестве руководителя квартета. Сам он как музыкант играл с очень многими лидерами. У него сотни альбомов, в которых он участвовал как контрабасист. И это подтверждает, что он точно первый польский контрабасист сегодня, самый лучший. Ему сейчас 55 лет. И только сейчас настал момент, когда Збигнев Вегехаупт решился в качестве лидера организовать свой собственный квартет и его записать.

– Всё-таки по складу характера он сайдмен, но не лидер. Именно поэтому он только к 55 годам созрел, чтобы записать свой первый альбом.

Радзивон: То, что это музыкант замечательный и в качестве лидера мог бы выступать уже давно, само собой разумеется. Думаю, что просто у него такой характер. Он всегда сидит тихо, что даже некоторые его коллеги подсмеиваются над ним, относятся к этому с улыбкой. И даже подшучивают: Збышек много не говорит, сидит тихо, молчит всегда, но играет именно то, что надо. Сейчас прозвучит его композиция под названием Three Roses.

В исполнении квартета польского контрабасиста Збигнева Вегехаупта (Zbigniew Wegehaupt Quartet) звучит композиция из альбома 2008 года Tota:
6. Three Roses (Три розы, Zbigniew Wegehaupt).

– Сегодня немалое место в программе заняли джазовые интерпретации музыки Фредерика Шопена, созданные современными польскими пианистами. Это было чрезвычайно интересно. Всякий раз, когда слышишь джазовые трактовки классической музыки, приходит мысль о том, что идти на подобный эксперимент – дело в высшей степени рискованное. Потому что, что ни говори, а язык джаза и язык классической музыки – это во многом два разных способа музыкального мышления, которые зачастую просто друг с другом не сочетаются. И требуются очень большие усилия, не говоря уже об образованности и вкусе, для того, чтобы это всё соединить в нечто по-настоящему органичное. Польским джазовым музыкантам это удаётся, они нередко обращаются к миру классической музыки, черпая оттуда вдохновение и новые идеи.

И один из таких, поистине блестящих примеров – альбом пианиста Лешека Мозджера, основанный на композициях Фредерика Шопена. С него мы начали этот выпуск передачи, им мы сегодня и завершим нашу встречу.

 В исполнении польского джазового пианиста Лешека Мозджера звучит джазовая интерпретация произведения Ф. Шопена из альбома 1999 года Impressions On Chopin.

– Польский джаз очень многообразен. Он бурно развивается в самых разных направлениях и поэтому говорить о нём можно очень долго. Разумеется, наш разговор будет продолжен при следующей встрече. Сегодня гостем программы и гидом по современному польскому джазу был директор Польского культурного центра в Москве Марек Радзивон.

Как всегда, жду ваших писем по адресу: 125040, г. Москва, Радио России, программа Когда не хватает джаза. Алексею Колосову.

Над программой работали: режиссёр Анна Русакова, автор и ведущий Алексей Колосов.

© 2009—2015 «Corelli»
Все права защищены

Создание сайта
— «Арт Диалог»

Мск: +7 (916) 177-19-99
Мск: +7 (905) 748-35-35
Спб: +7 (911) 949-51-54