Cтрунный квартет

Спб: +7 (911) 949-51-54
Мск: +7 (905) 748-35-35
Мск: +7 (916) 177-19-99
О квартете Услуги Репертуар Фото Аудио Видео Контакты

Новости квартета

Музыкальные новости

Струнный квартет

Концерт, музыка Шуберта и Малера академический оркестр Уральской филармонии

Концерт, музыка Шуберта и Малера академический оркестр Уральской филармонии -4 оркестра, 7 дирижёров и 5 000 слушателей, кконцертом Уральского академического филармонического оркестра, исполнившего музыку Шуберта и Малера, в Свердловской филармонии открылся первый российский Симфофорум.

Не случайно местом проведения форума выбран Екатеринбург и Свердловская филармония, которая не просто отечественный лидер культурно-управленческих ноу-хау, но и, как сказал советник Президента России по культуре Юрий Лаптев, «место, где разрабатываются нанотехнологии для всей российской культуры, которые сегодня крайне необходимы стране».

Собравшихся в большом зале Свердловской филармонии на первый концерт (а здесь были и уральские ценители симфонической классики, и руководители филармоний из десятка регионов страны, и дирижёры региональных оркестров) приветствовал губернатор Александр Мишарин:

— Мы по праву гордимся достижениями нашей филармонии, уважаем всех, кто присутствует в этом зале и на сцене. Всё это направлено на одно великое дело — развитие и поднятие духовности населения. Симфоническая музыка — один из тех видов искусства, которому неведомы ни межгосударственные границы, ни языковые барьеры. Это высокое искусство, объединяющее страны и континенты. Я лично заинтересован, чтобы росли интеллектуальные запросы жителей региона, чтобы наша молодёжь приобщалась к классическому искусству, чтобы культурные ценности были равно доступны всем уральцам, вне зависимости от того, живут они в крупном городе или селе.

Симфофорум, который продлится до 11 апреля, делится на творческую и деловую часть. Первая — концерты лучших российских коллективов (Большого симфонического оркестра им.Чайковского, государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, Омского академического оркестра — все в Екатеринбурге впервые), встречи с выдающимися дирижёрами современности Дмитрием Китаенко и Владимиром Федосеевым, торжественное подведение итогов второго Всероссийского конкурса композиторов на создание симфонического произведения для детей «Петя и волк», куда прислано более тридцати заявок. Деловая составляющая форума — многочисленные круглые столы, на которых профессионалы не только обсудят проблемы и сложные вопросы, но и поделятся накопившимся опытом работы.

— Столица живёт другими законами и категориями, она обособлена от того, что происходит в регионах, там совсем другие критерии оценки и отбора. Симфоническая музыка сложна, людей надо просвещать, чем весьма успешно и занимается Свердловская филармония. Вопросы культуры должны затронуть душевные струны руководителей регионов. Поддержка классического искусства, особенно в кризисное время, говорит о политической зрелости руководителей власти, — подчеркнул Юрий Лаптев.

В предпоследний день пройдёт большой Всероссийский «круглый стол» «Российские оркестры: сегодня и завтра». Руководители филармоний, музыканты, критики и музыковеды, журналисты крупнейших отечественных изданий и телеканалов будут говорить о месте и роли региональных оркестров в российской культуре, о их поддержке, о выживании в условиях рынка, о критериях и механизмах оценки творческой состоятельности коллективов.

Деловым результатом Симфофорума станут рекомендации и обращения в Совет по культуре при Президенте России, в региональные органы власти. И снова процитирую Ю. Лаптева: «Культура должна быть престижной в деятельности региональных властей». А творческим — новые встречи слушателей с русской (в репертуаре всех выступающих коллективов в основном произведения Чайковского, Скрябина, Рахманинова, Шостаковича) классической музыкой — примера истинной гармонии, к которой исподволь стремится любая человеческая душа.

Екатеринбургский Симфонический форум — один из масштабных проектов, предваряющих юбилейные торжества по случаю 75-летия Свердловской филармонии и Уральского академического филармонического оркестра, которое будет праздноваться в сентябре 2011 года.

Сонатно-симфонический цикл — циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров (соната, симфония, концерт, трио, квартет и т. д.), в которых принято хотя бы одну из частей (обычно первую) излагать в сонатной форме.

От сюитного цикла (сюиты) отличается большей значительностью содержания и единой линией развития.

Сонатно-симфонический цикл является наиболее крупной циклической формой среди чисто инструментальных форм. При этом он обладает большой гибкостью: в форме сонатно-симфонического цикла могут быть написаны и небольшие, камерные произведения, и огромные по масштабу и времени звучания (в жанре симфонии).

Применение

Сонатно-симфонический цикл применяется в сонатах (и родственных камерных жанрах: трио, квартетах, квинтетах и т. п.), в симфониях и концертах. Иногда также применяется в дивертисментах (дивертисменты для струнного трио Гайдна), серенадах (Маленькая ночная серенада Моцарта), фантазиях (Фантазия Шумана).

Характеристики формы

Количество частей

Трехчастный цикл нормативен для сонаты и концерта, в симфониях встречается реже (Франк — Симфония d-moll). Четырехчастный цикл закрепился в камерной литературе (прежде всего, в квартетах в творчестве Гайдна) и симфонии (также со времен Гайдна). В творчестве Бетховена до того исключительная четырехчастность стала нормой (наряду с трехчастностью).

Цикл может состоять из двух частей (Бетховен — фортепианные сонаты № 19, № 24, № 27, № 32; Шуберт — Неоконченная симфония) или из пяти (Берлиоз — Фантастическая симфония, Чайковский — Симфония № 3, Шостакович — симфонии № 8, № 9 и № 13). В цикле может быть и большее количество частей (например, Трио ор. 3 Бетховена и Первая симфония Скрябина — по шесть частей), но такие произведения встречаются крайне редко.

Темповое соотношение частей

Темповое (и жанровое) соотношение частей достаточно свободно, но всегда подчиняется определенной логике чередования медленных и подвижных частей (без такой логики нарушится единство цикла).

Наиболее разнообразен в жанровом отношении четырехчастный цикл. В нормативном четырехчастном цикле присутствуют следующие жанровые аспекты:

1. Напряженно-действенный (1-я часть в сонатной форме)

2. Лирический (вторая, медленная часть)

3. Танцевальный (менуэт или скерцо)

4. Обобщенно-жанровый (подвижный финал).

В трехчастном цикле при сохранении функций крайних частей средняя обычно медленная, реже — менуэт или скерцо.

В двухчастном цикле соотношение частей может быть любым.

Тональное соотношение частей

Тональное соотношение частей подчинено идее тонального единства цикла. Крайние части всегда написаны в главной тональности, либо последняя — в одноименной главной (особенно, если первая часть написана в минорной тональности). Исключения единичны, тональная разомкнутость цикла приближает его к сюите.

При этом между крайними частями по крайней мере одна часть написана в иной тональности. Это делается и для усиления контраста, и ради более явного утверждения главной тональности в последней части. Нормой является новая тональность в медленной части (часто — тональность субдоминанты, хотя соотношение может быть любым), скерцо, если оно есть, в большинстве случаев возвращает в основную тональность.

Форма частей

Форма частей цикла может быть весьма разнообразной, но, так как форма той или иной части сильно связана с жанром этой части (а жанровые функции частей имеют свои нормативные соотношения, см. выше), существуют некоторые устоявшиеся формы.

Наиболее стабильны формы первой части (сонатная форма) и скерцо или менуэта (сложная трёхчастная). Гораздо менее стабильна форма финала (наиболее употребимые формы: большое рондо и его разновидности, рондо-соната, вариации), наибольшую свободу допускает медленная часть (здесь наиболее типично малое рондо, но нередки другие формы рондо, сложная трёхчастная форма, вариации, сонатная форма).

Однако существует множество не типичных случаев. Например, первая часть может быть написана в форме вариаций (Бетховен. Соната для фортепиано № 12), скерцо — в форме рондо (Глазунов. Симфония № 5), финал в форме фуги (Бетховен. Соната для фортепиано № 29). В крайне редких случаях сонатно-симфонический цикл может вообще не содержать сонатной формы (Моцарт ― Соната A-dur).

Единство цикла

При таких разных и контрастных частях единству цикла способствуют тональные, жанровые соотношения, соподчиненность частей, формальная дифференциация.

Также ради укрепления единства цикла нередко встречается перенесение темы (тем) первой части в финал (например, фортепианный концерт Скрябина), даже звучание тем всех частей в финале (Симфония № 9 Бетховена), либо применение сквозного мотива, проводимого во всех частях цикла (Берлиоз ― Фантастическая симфония, «Гарольд в Италии», Чайковский ― «Манфред», Пятая симфония).

Сонаты эпохи венских классиков и последующего времени.
Финало (finale) — последняя часть цикла из 3-х и более частей.
Тональности частей Девятой симфонии Малера: 1. Ре мажор, 2. До мажор, 3. Ля минор, 4. Ре-бемоль мажо

Симфония (от греч. συμφωνία — «созвучие») — жанр симфонической инструментальной музыки многочастной канонизированной формы фундаментального мировоззренческого содержания.

Строение

Вследствие сходства по строению с сонатой, сонату и симфонию объединяют под общим названием «сонатно-симфонический цикл». В классической симфонии (в том виде, в котором она представлена в творчестве венских классиков — Гайдна, Моцарта и Бетховена) обычно имеется четыре части.

1-я часть, в быстром темпе, пишется в сонатной форме

2-я, в медленном движении, пишется в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты, сложной трёхчастной, реже в форме сонаты

3-я — скерцо или менуэт — в трёхчастной форме da capo с трио (то есть по схеме A-trio-A)

4-я часть, в быстром темпе — в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты

Программной симфонией называется та, которая связана с известным содержанием, изложенным в программе (выраженной, например, в названии или эпиграфе), — например, «Пасторальная симфония» Бетховена, «Фантастическая симфония» Берлиоза и пр. (подробнее см. программная музыка). Первыми ввели программу в симфонию Диттерсдорф, Розетти и Гайдн.

История симфония, итальянская увертюра

Прототипом симфонии может считаться итальянская увертюра, сложившаяся при Скарлатти в конце XVII века. Эта форма уже тогда называлась симфонией и состояла из allegro, andante и allegro, слитых в одно целое. С другой стороны предшественницей симфонии была оркестровая соната, состоявшая из нескольких частей в простейших формах и преимущественно в одной и той же тональности. В классической симфонии только первая и последняя части имеют одинаковые тональности, а средние пишутся в тональностях, родственных с главной, которой и определяется тональность всей симфонии. Создателем классической формы симфонии и оркестрового колорита считается Гайдн; значительный вклад в её развитие внесли Моцарт и Бетховен. В смысле развития как симфонической формы, так и оркестровки Бетховен может быть назван крупнейшим композитором-симфонистом классического периода. В форме симфонии сказал новое слово Шуман (в особенности в Симфонии ре минор), сделав опыт слияния всех её частей в одно целое и введя сквозной тематизм. Впрочем, сквозной тематизм встречается и у Бетховена в его Девятой симфонии.

Начиная со второй половины XIX века строгие формы симфонии начали рушиться. Стала необязательной четырёхчастность: существуют как одночастные симфонии (Мясковский, Канчели, Борис Чайковский), так и одиннадцатичастные (Шостакович). Появились невозможные в классическом симфонизме медленные финалы (Шестая симфония Чайковского, Третья и Девятая симфонии Малера). После 9-й симфонии Бетховена композиторы чаще стали вводить в симфонии вокальные партии.

Заметными явлениями в истории симфонии как жанра стали сочинения таких композиторов:

— Франц Шуберт,
— Феликс Мендельсон,
— Иоганнес Брамс,
— Антонин Дворжак,
— Антон Брукнер,
— Густав Малер,
— Сезар Франк,
— Ян Сибелиус,
— Пауль Хиндемит,
— Антон Веберн.

В русской музыке основу жанра симфонии заложили произведения:

Антона Рубинштейна,
— Петра Чайковского,
— Александра Бородина,
— Николая Римского-Корсакова,
— Александра Глазунова,
— Николая Мясковского,
— Александра Скрябина,
— Сергея Прокофьева,
— Дмитрия Шостаковича,
— Моисея Вайнберга.

© 2009—2015 «Corelli»
Все права защищены

Создание сайта
— «Арт Диалог»

Мск: +7 (916) 177-19-99
Мск: +7 (905) 748-35-35
Спб: +7 (911) 949-51-54